Пятница, 20.10.2017, 19:02
Приветствую Вас, Гость

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Стандарт определяет требования к проектированию данного раздела Основной программы. В нем представлены ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования, механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов, характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования, преемственные связи программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Программа формирования УУД на ступени начального общего образования направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Основной программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ. Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами учебно-методических комплектов «Перспективная начальная школа» и «Школа 2100». Задачи программы: актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и системы внеурочной деятельности; разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов; уточнение характеристик личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; описание типовых задач формирования УУД; разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. 4.1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся: - формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Обозначенные ориентиры составляют основу проектируемой школой Основной программы. 4.2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Примерной программой и планируемыми результатами (п. 4 данного пособия) выделяется три вида личностных действий: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Основу определения универсальных учебных действий составили Примерная программа, УМК «Перспективная начальная школа» и «Школа 2100» и планируемые результаты освоения Основной программы. 4.3. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. При разработке Основной программы необходимо определиться с классификацией типовых задач (или заданий). Они, соответственно, могут быть личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными: Классификация типовых задач Типы задач (заданий)Виды задач (заданий)
ЛичностныеСамоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации
РегулятивныеЦелеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции
ПознавательныеОбщеучебные; знаково-сомволические; информационные; логические
КоммуникативныеИнициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества; взаимодействия; управление коммуникацией.
Типы задач соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения Основной программы, а виды задач связаны с показателями (характеристиками) планируемых результатов. Взаимосвязь типовых задач (заданий) и планируемых результатов освоения Основной программы Планируемые результатыПоказатели (характеристики) планируемых результатовТиповые задачи (задания)
Личностные результатыСамоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.«Личностные самоопределения», нацеленные на децентрацию младшего школьника, ориентирующие его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Эта группа типовых задач предусматривает выполнение следующих заданий: «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос».
Смыслообразование: мотивация учебной деятельности; положительная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. «Личностные смыслообразования», т.е. установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Эта группа типовых задач предполагает организацию участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества в различных ситуациях.«Личностные нравственно-этической ориентации». Эта группа типовых задач предполагает оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Данные типовые задачи также находятся в текстах, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
4.4. Механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов. Механизмы связи УУД с тематическим планированием учебных предметов (на примере УМК «Перспективная начальная школа»): Взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ТемаПредметные результатыЛичностные результатыМетапредметные результаты
Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД
Русский язык (1 класс)
Расположение слов в алфавитном порядкеПрактически использовать последовательность букв алфавита. Пользоваться алфавитом для упорядочения словСмыслообразование (самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности)Планирование (составлять план и последовательность действий). Контроль (осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату).Информационные (поиск и выделение необходимой информации; работа с различными видами информации). Логические (сравнение и классификация). Общеучебные (поиск начала урока по условным обозначениям; формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями)Планирование учебного сотрудничества (задавать вопросы; договариваться о распределении функций). Управление коммуникацией (осуществлять взаимный контроль)
Учебник (с.8-10)Учебник (с.8, «алфавитный столбик»)Учебник (с.8-10), №2Учебник (с.8-10), №2Учебник (с.8), №2
ТемаПредметные результатыЛичностные результатыМетапредметные результаты
Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД
Математика (1 класс)
Здравствуй, школа!Применять математические знания и представления в учебных ситуациях Самоопределение (принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки)Планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)Логические (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков). Общеучебные (строить сообщения в устной и письменной форме)Взаимодействие (строить понятные для партнера высказывания).
Какими математическими знаниями ты владеешь в настоящий момент?Где в жизни людям нужна математика? Где тебе приходилось иметь дело с математикой?Совместная деятельность, ориентиры заданы в тексте заданияУчебник (с.3) Расскажи, что изменилось. Чем дети писали? А чем сейчас пишут? С помощью чего считали? А что для вычисления можно использовать сейчас?Учебник (с.3) Расскажи, что изменилось.
ТемаПредметные результатыЛичностные результатыМетапредметные результаты
Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД
Окружающий мир (1 класс)
Где живёт семья Ивановых (с. 3-5)Выучить адрес: название населенного пункта, предприятия, учреждения культуры, быта, достопримечательности. Научиться определять адрес: название своей улицы, номер своего дома.Самоопределение (внутренняя позиция школьника). Смыслообразование (мотивация учебной деятельности).Целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную).Логические (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)Взаимодействие (формулировать свое мнение и позицию; строить понятные высказывания; вести диалог). Инициативное сотрудничество (проявлять активность во взаимодействии) Управление коммуникацией (координировать и принимать различные позиции)
Учебник (с.4-5)Учебник (с.4) (Представь, что ты в вертолете…)Учебник (с.5) (Похожи ли дома села Мирного на дома твоей улицы? Ты можешь послать письмо Маше и Мише и сообщить свой адрес?)Учебник (с.4) (Похожи ли дома села Мирного на дома твоей улицы?)Учебник (с.4-5) (Что ты видишь? Похожи ли… Можешь ли…)
В таблицах показано, какие личностные результаты и универсальные учебные действия достигаются при изучении конкретных тем.