Суббота, 27.07.2024, 06:10
Приветствую Вас, Гость
Главная Регистрация RSS
Берегите себя!
3. Учебный план начального общего образования
В Стандарте определено, что учебный план начального общего образования (далее - учебный план) определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, социальное (проектная и общественно полезная деятельность деятельность)). Учебный план начального образования по УМК «Перспективная начальная школа». Пояснительная записка учебного плана Учебный план является значимой частью Основной программы, он определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Особенность учебного плана школы, работающей по УМК «Перспективная начальная школа», обусловлена технологичностью комплекта, которая характеризуется: - присвоением учебникам комплекта нового содержания: системное изложение научных понятий в той или иной предметной области уступило место способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в едином комплекте учебников, объединенных межпредметными связями образовательного и воспитательного процесса; - учетом базового уровня и уровня образования, достигаемого при освоении вариативной части содержания образования, предопределившим выбор системы заданий базового и повышенного уровня трудности; - дополнением программы обучения программой внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса (например, программы научных клубов младших школьников «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», предусматривающие проектную деятельность, общение по почте и Интернету, экскурсии, олимпиады и др.) УМК «Перспективная начальная школа» определяет содержательные линии индивидуального развития младшего школьника: - формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; эрудиции и предметной компетентности; - воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя; принимать решение и действовать; работать в коллективе ведомым и ведущим; общаться как в коллективе сверстников, так и старших или младших по возрасту; критиковать и не обижаться на критику; оказывать помощь другим; объяснять и доказывать собственное мнение; - воспитание физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности; - формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; - социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе общего содержания, отражающей единство и целостность научной картины мира. Создаваемый с учетом особенностей УМК «Перспективная начальная школа» учебный план реализует цели и задачи, определенные в комплекте и сформулированные в пояснительной записке Основной программы, ориентируется на планируемые результаты. Он состоит из двух частей: обязательной (инвариативной) и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации Основной программы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования: Программа по русскому языку (обучение грамоте) в «Перспективной начальной школе» предусматривает обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа отвечает логике построения комплекта «Перспективная начальная школа», это касается: структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные герои; методики разворачивания предметного материала; организационных форм работы на уроке). Программа подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности в силу того, что ориентируется на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются не только узкопредметные задачи, но и общие задачи гуманитарного развития младшего школьника. Основная литературоведческая цель курса в начальной школе - формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования. Основные идеи курса: формирование грамотных представлений учащихся о взаимосвязях мифов, фольклорных жанров и произведений авторской литературы; постепенное формирование базового понятия – понятия художественного образа; обучение младших школьников различать сначала жанры фольклора, затем – жанры литературы при условности жанровых границ и деления литературы на разные типы повествования; помощь младших школьникам в понимании и любви к поэзии, особенностям поэтической формы. Иностранный язык изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. При проведении занятий по иностранному языку (2 - 4 классы) осуществляется деление классов на две группы (при наполняемости 25 человек). Предлагаемый в УМК ««Перспективная начальная школа» начальный курс математики имеет целью не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются: - в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - в развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; - в формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование); - в развитии приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка). Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» в УМК ««Перспективная начальная школа» предусматривает формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные задачи курса: - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта; - последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной и справочной литературой; - проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений; - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания; - воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения; - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей. Основы духовно-нравственной культуры народов России воспитывают способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формируют первоначальные представления о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Искусство развивает способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Технология обеспечивает формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Учебный предмет «Технология» в «Перспективной начальной школе» способствует освоению конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора. Характерными особенностями являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей, при решении технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности при выполнении домашних обязанностей. Программа по информатике в «Перспективной начальной школе» включается как учебный модуль (за счет часов вариативного компонента со 2 класса) в образовательную область «Технология». Целью изучения информатики является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без него. Обучение информатике направлено на решение следующих задач: - учить школьников искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач; - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности; - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, сформировать первичные навыки работы на компьютере; - дать представления об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства. Физическая культура способствует укреплению здоровья, гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формированию первоначальных умений саморегуляции, формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Согласно требованиям Стандарта для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей. Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут; во 2-4 классах - 40-45 минут. Сетка часов учебного плана начальной общеобразовательной школы Предметные областиУчебные предметыКол-во часов в неделю по классамВсего
IIIIIIIV
Обязательная (инвариантная) часть
ФилологияРусский язык555520
Литературное чтение444416
Иностранный язык-2226
МатематикаМатематика444416
Обществознание и естествознаниеОкружающий мир22228
Основы духовно-нравственной культуры народов РоссииОсновы духовно-нравственной культуры народов России---0/10,5
ИскусствоМузыка11114
Изобразительное искусство11114
ТехнологияТехнология11114
Информатика*
Физическая культураФизическая культура22228
Итого20222222,586,5
Вариативная часть-332,58,5
Максимально допустимая недельная нагрузка2025252595
Внеурочная деятельность1010101040
Всего30353535135
* информатика изучается как учебный модуль или отдельный учебный предмет за счет часов вариативной части со 2 класса. Особенности конструирования в рамках учебного плана внеурочной деятельности Стандартом определены ее направления (спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, социальное (проектная и общественно полезная деятельность деятельность)). Планируемый объем учебного времени - 10 часов в неделю. УМК «Перспективная начальная школа» для организации внеурочной деятельности предлагает органично связанные с учебным процессом: 1. Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря». Особенности реализации данных программ показаны в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир (2-4 классы) (научно-познавательное, общественно-полезное, проектное направления). 2. Кружковую работу, организуемую с помощью программ «Музей в твоем классе» и «Изучаем окружающий мир. Решаем практические задачи». «Музей в твоем классе» дифференцирован по возрастным группам (1-2, 3-4 классы) и предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство). Методическое пособие позволяет решать задачи формирования у детей УУД (деятельности наблюдения, умения удерживать внимание, умение построить речевое высказывание) и задачи эстетического воспитания (формирование начальных представлений о языке живописи и путях ее развития). «Музей в твоем классе» реализуется в художественно-эстетическом и научно-познавательном направлении внеурочной деятельности. 3. Организацию факультатива по математике, предусматривающего изучение окружающего мира математическими средствами. Факультатив служит продолжением уроков по математике и окружающему миру (научно-познавательное направление). 4. Осуществление проектной исследовательской деятельности по программе «Изучаем родной край», основная цель которой - формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира (проектная деятельность). Проектирование внеурочной деятельности учебного плана с использованием возможностей «Перспективной начальной школы»: Предполагаемая сетка часов внеурочной деятельности НаправленияФормы организации внеурочной деятельности Часов в неделю по классам Всего
IIIIIIIV
Спортивно-оздоровительноеКонкурсы, соревнования, кружки, секции333312
Художественно-эстетическое«Музей в твоем классе»22228
Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность*Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» Научный клуб школьников «Ключ и заря» «Факультатив по математике»444416
Военно-патриотическоеЭкскурсии, конференции, игры, поисковые исследования22228
Проектная деятельностьПрограмма «Изучаем родной край»11114
Итого1010101040
*Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности. В таблице показано, какие возможности УМК «Перспективная начальная школа» могут быть использованы для организации художественно-эстетического и научно-познавательного направлений, общественно-полезной и проектной деятельности. Также представлено примерное количество часов на реализацию каждого направления. Предполагаемая тематика внеурочной деятельности для образовательной программы, использующей УМК «Школа 2100» Спортивно-оздоровительное направление (по выбору учащихся) – 6 часов. - ритмика – 2 часа в неделю; - аэробика – 1 час в неделю; - лечебная физкультура – 2 часа в неделю; - классный час «Ценности ЗОЖ» - 1 час в неделю. Научно-познавательное направление (по выбору учащихся) – 6 часов. - клуб «Юный краевед» - 1 час в неделю; - кружок «Путешествие в мир природы» - 1 час в неделю; - клуб «Азбука содержания животных» - 2 часа в неделю; - детская риторика – 1 час в неделю; - «Умники и умницы» (развитие познавательных способностей») - 1 час в неделю. Художественно-эстетическое направление (по выбору учащихся) – 4 часа. - клуб «Юный художник» - 1 час в неделю; - кружок «Умелые ручки» - 1 час в неделю; - кружок «Литературное природоведение» (с основами сценической деятельности) – 1 час в неделю; - хор – 1 час в неделю. Военно-патриотическое воспитание (по выбору учащихся) – 4 часа. - круглый стол «Моя родословная» - 1 час в неделю; - клуб «Поиск» - 1 час; - клуб «Единение» (фестиваль дружбы народов) – 1 час в неделю; - клуб «Замечательные люди Прикамья» - 1 час в неделю. Проектная деятельность – 2 часа. - проект «Здоровейка» - 1 час в неделю; - проект «Бережливость» - 1 час в неделю. Проектная деятельность предполагается и в рамках других направлений. Общественно полезная (социальная) деятельность – 1 час в неделю. - участие в социальных акциях школы и работа на школьном участке – 1 час в неделю. Предполагается, что большинство направлений и видов деятельности выбираются детьми и их родителями, однако некоторые направления будут предложены школой как обязательные (например, проектная деятельность и «Ценности ЗОЖ»).